Замена Power BI на Analytic Workspace в платформе лояльности для ритейлеров

Предыстория

Группа Компаний «Робот Икс» — российский ИТ-интегратор, создает и обслуживает сервисы, которые помогают бизнесу работать эффективно за счет внедрения наиболее подходящих ИТ-решений. Компания Робот Икс создала платформу лояльности RX-Loyalty, которая позволяет их клиентам — средним и мелким ритейлерам — осуществлять в розничных сетях сразу несколько механик программ лояльности: дисконтную, бонусную, реферальную и купонную.

Для анализа эффективности этих программ лояльности клиентам-ритейлерам предоставляется личный кабинет, в котором реализован BI-анализ данных, и пользователь может в реальном времени следить за оперативными сводками с показателями выручки, среднего чека, количества чеков и т. д. в различных временных разрезах. Для функционирования системы использовалось известное зарубежное решение Power BI.

Однако возможности использования Power BI для компании сократились из-за сложностей с оплатой и продлением лицензий и санкционных ограничений функциональности, которые не удавалось поправить самописными дополнениями.

Компания приняла решение подобрать российскую BI-систему, которая могла бы соответствовать следующим требованиям:

  • легкая интеграция в сторонние ИТ-решения (в данном случае — в платформу лояльности для ритейлеров) в качестве модуля BI-аналитики,
  • стоимость, сопоставимая с Power BI, и достаточный объем функциональности для его замещения,
  • простота освоения пользователями и понятный интерфейс (self-service).

Задача


Информационные панели, реализованные в личном кабинете RX-Loyalty

Для обеспечения функционирования системы аналитики на платформе лояльности RX-loyalty требовалось перевести с Power BI информационные панели по следующим основным направлениям:

  • графическая информация по оперативной сводке — среднему чеку и количеству чеков,
  • анализ клиентской базы и поведения покупателей,
  • анализ выручки за разные периоды времени,
  • анализ товаров и использования бонусных карт.

Рисунок 1: «Робот Икс» и их программа лояльности RX-Loyalty

Решение

Для решения поставленной задачи была выбрана self-service BI-платформа Analytic Workspace.

В качестве основного источника данных задействована СУБД MS SQL. Хранилище данных организовано внутри Analytic Workspace на базе Clickhouse, куда загружается собранная витрина данных после обработки и трансформации через Extract-Transform-Load (ETL)-слой. За функционирование ETL в Analytic Workspace отвечает связка сервисов, бесшовно встроенных в интерфейс и процесс: Apache Airflow, Apache Spark, Apache Drill. Визуализация строится на данных витрины внутреннего хранилища Analytic Workspace.

Особенности Analytic Workspace, наиболее значимые для реализации этого проекта:

  • быстрое внедрение — Analytic Workspace была полностью развернута, настроена и подготовлена к использованию меньше чем за 2 месяца,
  • быстрое обучение сотрудников — Analytic Workspace относится к классу self-service BI-систем, то есть открывает возможность самообучения для пользователей благодаря интуитивно понятному интерфейсу, не требующему привлечения программистов для создания моделей данных и их визуального представления,
  • наличие полноценного ETL-модуля — несмотря на простоту использования, Analytic Workspace пригодна для глубокой трансформации данных и решения сложных аналитических бизнес-задач,
  • наилучшее на рынке соотношение стоимость-функциональность.

Что представляет собой созданная система аналитики продаж?

Всего было реализовано более 30 информационных панелей, отражающих типовые отчеты и метрики системы лояльности, среди них:

Оперативная сводка и анализ выручки

Оперативная сводка с показателями выручки, среднего чека, количества чеков и т. д. в различных временных разрезах:

  • графическая информация по оперативной сводке,
  • «фотография дня» — анализ среднего чека и количества чеков по часам и по дням недели,
  • выручка по часам, по дням недели и по диапазонам суммы чека.

Анализ клиентской базы

  • общая информация по клиентской базе — демография, количественные показатели по выданным картам, актуальность и качество заполнения информации о клиентах,
  • отток и приток покупателей, количество и динамика по уникальным клиентам,
  • анализ поведения покупателей: новые, активные, спящие, вернувшиеся, потерянные.

Товарная аналитика

  • рейтинг товаров по сумме и количеству,
  • средний чек по компании и доля клиентов с большим и меньшим средним чеком,
  • анализ покупок клиентов — частота, средний чек, количество клиентов и уникальных покупателей.

Рисунок 2: Дашборды для платформы лояльности RX-Loyalty, реализованные на Analytic Workspace, в сравнении с дашбордами на Power BI

Результаты

Внедрение BI-системы Analytic Workspace позволило эффективно заместить BI-решение Power BI, интегрированное в платформу лояльности для ритейлеров RX-Loyalty от ГК «Робот Икс», и заняло менее 2 месяцев. Сейчас уже более 50 клиентов ГК Робот Икс — мелких и средних ритейлеров — пользуются личным кабинетом RX-Loyalty с обновленной аналитикой на базе Analytic Workspace.